Что изменят поправки в закон о закупках
07.08.2017Что изменят поправки в закон о закупках

Количество жалоб, поступающих в Федеральную антимонопольной службу России (ФАС) на государственные закупки и закупки госкомпаний, постоянно растет. Так, в 2016 году в ФАС рассмотрели 84 тысячи жалоб по госзаказу и 7,8 тысячи жалоб по закупкам госкомпаний, что превышает аналогичные показатели 2015 года на 14 тысяч и 1,6 тысячи жалоб соответственно.

Такая динамика свидетельствует, с одной стороны, об увеличении доверия предпринимателей к антимонопольному органу и эффективности восстановления их нарушенных прав. C другой стороны, неуклонный рост обращений в ФАС говорит о том, что проблемы в сфере закупок до сих пор есть.

При этом закон о контрактной системе (44-ФЗ), несмотря на существующие недостатки, представляет собой более прозрачный и продвинутый порядок проведения конкурентных процедур, чем закон о закупках (223-ФЗ), который носит рамочный характер и фактически обязывает лишь обеспечить публичность торгов. В результате до сих пор только пять процентов закупок можно отнести к конкурентным процедурам. Остальные 95 - это закупки у единственного поставщика и закупки с применением "иных способов" вроде "приглашения к сотрудничеству", "иного не запрещенного законом способа", "прямого контакта", "прямого выбора". Всего по итогам 2016 года зафиксировано около 4,5 тысячи таких способов, причем многие из них маскируют закупки у единственного поставщика.

Именно поэтому в законопроекте о внесении изменений в 223-ФЗ, в разработке которого ФАС участвует совместно с минфином и минэкономразвития, предлагается установить закрытый перечень из 7-10 процедур как минимум для закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, порядок проведения которых будет жестко регламентирован. При необходимости госкомпании, конечно же, смогут проводить закупку у единственного поставщика. Однако они должны будут честно и открыто об этом заявить, а не маскировать закупку у единственного поставщика тысячами придуманных способов неконкурентных закупок.

ФАС часто сталкивается с ситуациями, когда заказчики-госкомпании незаконно ограничивают количество участников закупки. К примеру, в документации устанавливается требование о том, что участник должен быть производителем либо официальным дилером производителя продукции, предлагаемой к поставке, в то время как другие компании абсолютно законно имеют возможность поставлять те же товары и зачастую на более выгодных условиях. Также ограничивающим круг участников становится требование об обязательном согласовании с заказчиком привлекаемых субподрядчиков или вовсе запрет на их привлечение.

Еще один пример - установление в документации требования о наличии у участника квалифицированного персонала исключительно в штате организации или материально-технических ресурсов исключительно в ее собственности. Из-за этого ряд компаний, привлекающих работников по гражданско-правовому договору и использующих материально-технические ресурсы на праве аренды, лишаются права на участие в торгах.

Кроме того, нередко при проведении закупок по строительству заказчики не размещают проектно-сметную документацию, в результате чего остается неясным объем работ, подлежащих выполнению. Как следствие, участникам сложно оценить свои возможности и сформировать адекватное предложение. Сложности при формировании заявки возникают у участников и в случаях, когда в документации о закупке некорректно устанавливаются критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.

К подобным злоупотреблениям заказчиков при проведении торгов приводит в том числе несовершенство, а если быть точным, практически полное отсутствие законодательного регулирования процедур закупок госкомпаний. Как следствие - растет число жалоб от участников торгов.

Принятие поправок в 223-ФЗ, находящихся сейчас на рассмотрении в Государственной Думе, поможет решить многие из этих проблем.

Приглашаем новгородских предпринимателей принять активное участие в разработке предложений по внесению изменений и дополнений в указанный законопроект. Предложения можно направить в общественную приемную Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, по адресу: Великий Новгород, ул. Попова, д. 10, по телефонам 8 (8162) 70-80-60, 8 (8162) 67-00-34 или по адресу электронной почты npcnov@yandex.ru.

Напоминаем также, что в рамках деятельности Общественной приемной представителям малого и среднего бизнеса на постоянной основе предоставляют консультации, связанные в ликвидацией нарушений прав предпринимателей в различных сферах деятельности, оказывают бесплатную юридическую помощь в защите прав, законных интересов, ликвидации выявленных нарушений.


По материалам Российской газеты rg.ru

Возврат к списку