Интервью директора Центра поддержки экспорта Татьяны Лаврентьевой для портала Экспортеры России
03.02.2015 Интервью директора Центра поддержки экспорта Татьяны Лаврентьевой для портала Экспортеры России

Татьяна Николаевна, расскажите об итогах деятельности Новгородского центра поддержки экспорта в прошлом году? Какие страны, мероприятия посетили новгородские экспортеры? 

В 2014 году специалисты Новгородского центра поддержки экспорта оказали информационно-консультационную, маркетинговую, образовательную и организационную поддержку более 100 предпринимателям Новгородской области. 

Многие из них стали участниками экспортно-ориентированного цикла семинаров: «Стратегия экспорта: от идеи до воплощения», «Сертификат соответствия продукции при экспорте в страны Европейского союза» и «Поддержка российских экспортно-ориентированных предприятий на зарубежных рынках». 

Крупные мероприятия прошли в конце года, поскольку серьезные проекты требуют основательной подготовки: прежде чем решить, в какую страну целесообразно организовать деловую поездку для предпринимателей, необходимо провести исследования рынков продукции зарубежных стран, затем проработать план мероприятий бизнес-миссии, найти заинтересованные во встречах с российскими производителями иностранные компании. 

Так, например, в прошедшем году нами были проведены маркетинговые исследования рынков ряда европейских стран (Нидерландов, Норвегии и Швеции) на предмет вывода продукции пищевого производства, деревообрабатывающей промышленности и органических удобрений. По результатам исследований было принято решение о проведении бизнес-миссий в Осло (Норвегия) и Стокгольм (Швеция), которые состоялись в октябре и ноябре 2014 года. В них приняли участие представители восьми новгородских товаропроизводителей, и еще восемь компаний были представлены заочно. 

Новгородские предприниматели при содействии Центра поддержки экспорта приняли участие в международном Восточно-Балтийском бизнес-форуме в городе Даугавпилс (Латвия), туристической выставке «Balttour 2014» в Риге (Латвия), XXI международной выставке продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2014» (Москва), строительной и интерьерной выставке «Мосбилд-2014» (Москва), в выставке «Aqua-Therm St. Petersburg 2014» (Санкт-Петербург), выставке «Псков-ЭКСПО», а также в деловом визите в Дублин (Ирландия). 

Мы неоднократно содействовали организации переговоров руководителей новгородских предприятий с представителями финских, шведских, немецких, эстонских компаний, участвовали в организации международной конференции «Экономическая Ганза – новые возможности для устойчивого экономического развития территорий». 

С гордостью отмечу, что в прошлом году благодаря поддержке специалистов Центра новгородские предприниматели заключили 13 экспортных контрактов, еще по нескольким проектам переговоры продолжаются и, надеюсь, дадут результат в 2015 году. 

В какие страны сегодня поставляется новгородская продукция? 

Продукция новгородских предприятий малого и среднего бизнеса преобладает на рынках Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, европейских стран: Финляндии, Германии, Бельгии, Эстонии, Латвии, Литвы и других. 

Какова отраслевая структура экспортеров из числа малого и среднего бизнеса, с которыми Вы работаете?

Преимущественно, клиентами нашего Центра являются компании, осуществляющие деятельность в сфере лесной и деревообрабатывающей промышленности (производители пиломатериалов, биотоплива – дров, пеллет, щепы), пищевой промышленности (производители меда и продукции на основе меда), информационных и телекоммуникационных технологий, туризма, сельского хозяйства (производители и переработчики сельхозпродукции), производства минеральных и органических удобрений, деревообрабатывающего и электротехнического оборудования. 

В 2014 году под редакцией Центра вышел англоязычный каталог экспортной продукции с отраслевой классификацией малого и среднего бизнеса Новгородской области. Это издание весьма популярно у наших зарубежных партнеров. 


Скажите, были ли в вашей практике поддержки экспортеров интересные, запомнившиеся случаи — компании с необычной продукцией, или интересный контракт на поставки?

Да, новгородская компания ООО «Медовый дом», выпускающая кроме традиционного меда новый инновационный продукт по запатентованной технологии. Медовые гранулы – сухой мед в виде гранул диаметром 0,1-8 мм. Этот продукт обладает всеми полезными веществами, лечебными свойствами и ароматом натурального меда. Медовые гранулы можно использовать как отдельный продукт питания, заменяющий сахар или жидкий мёд, так и в качестве сырья для производства таких продуктов питания, как каши, мюсли, сухие завтраки, хлопья и многое другое. Надеюсь, что в скором времени продукты «Медовый дом» получат признание не только в России, но и за рубежом. 

По Вашему мнению, от чего зависит успех экспортера на внешних рынках?

Успех экспортной деятельности зависит от многих факторов. Зачастую, сталкиваюсь с предубеждением у представителей малого и среднего бизнеса, что экспорт интересен только крупным компаниям. Наличие уникального продукта или технологии позволяет малым и средним предприятиям легко конкурировать на зарубежных рынках. Это можно считать первым фактором успеха. Важную роль играет также выбор стратегии выхода на внешние рынки и жизнеспособность выбранного направления развития экспортной деятельности. Здесь многое зависит от уровня опыта и квалификации персонала, вовлеченного во внешнеэкономическую деятельность предприятия. В целях повышения квалификации сотрудников предприятий мы проводим всевозможные тренинги и обучающие семинары, консультируем по вопросам таможенного оформления, международного маркетинга, юридическим аспектам. При самостоятельном изучении этих вопросов рекомендую пособие нашего Центра для начинающих экспортеров «Экспорт: от стратегии до международных отношений», в котором подробно изложено, как разработать стратегию выхода на внешние рынки и заключить выгодную сделку. Там же рассмотрены многие вопросы таможенного оформления и нюансы международных перевозок грузов. 

Какие услуги Центра наиболее востребованы среди экспортеров? 

У многих предпринимателей возникают вопросы о возможностях государственной поддержки экспортно-ориентированного бизнеса. Так как наш Центр работает на базе Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства при содействии департамента экономического развития и торговли Новгородской области мы консультируем о мерах поддержки, реализуемых в нашем регионе: субсидирование части затрат предпринимателей на участие в выставках, связанных с осуществлением ремесленных видов деятельности, и другие. Очень часто у начинающих экспортеров возникают сложности с пониманием таможенного законодательства, и, поскольку, в этой сфере я проработала более 15 лет, мой опыт позволяет дать исчерпывающие ответы на все вопросы предпринимателей. 

От представителей новгородского бизнеса поступает достаточно много заявок на организацию их участия в различных мероприятиях в регионах России и за рубежом (выставках, конференциях, деловых поездках). 

Какие мероприятия и бизнес-миссии запланированы на 2015 год?

В 2015 году мы планируем провести для наших клиентов ряд обучающих семинаров на различные темы по направлению внешне-экономической деятельности, организовать участие новгородских компаний в таких мероприятиях, как XVI Казахстанская международная выставка «Промстрой - Астана 2015», IX Петербургский Партнериат малого и среднего бизнеса «Санкт-Петербург – регионы России и зарубежья», XX юбилейная Международная строительная и интерьерная выставка «МОСБИЛД 2015» в Москве и промышленная выставка EXPO-RUSSIA BELARUS 2015 в Минске. В прошлом году мы уже начали прорабатывать вопрос об организации бизнес-миссий в Нидерланды, Италию и США, хотелось бы, чтобы они состоялись. 

Какие новые географические направления, по Вашему мнению, могут быть перспективны для экспортеров? 

Ни для кого не секрет, что в условиях настоящей экономической ситуации, продвигать российскую продукцию в страны ЕС стало сложнее, однако многие новгородские предприниматели по-прежнему ориентированы в первую очередь на рынок скандинавских стран. Это обусловлено их географической близостью к нашему региону. Возможно, новыми перспективными направлениями для экспортно-ориентированных компаний Новгородской области в 2015 году станут страны Ближнего Востока и Азии. Нам регулярно поступают предложения об участии в деловых миссиях в ОАЭ и КНР, и, если новгородские предприниматели проявят свой интерес к этим странам, мы готовы помочь. 


Источник: Портал Экспортеры России

Возврат к списку